24 часа Ле-Мана: проверка на надёжность

«Вот сейчас точно «уберется»», - эта мысль промелькнула у меня, наверное, раз в сотый за последние пару часов. Это по телевизору всё кажется легко и просто, а увидев действо своими глазами, понимаешь, что люди вытворяют просто немыслимые вещи на трассе. В нашем случае - на трассе Сарте гонки «24 часа Ле-Мана».


Текст - Дарья Бояринова
Фото - автора


78-я гонка "24 часа Ле-Мана" заставила и зрителей и пилотов порядком понервничать...

В этом году «схватка» обещала стать захватывающей. Ещё бы. Ведь в прошлом практически беспрерывная восьмилетняя гегемония Audi (за исключением 2003 года - когда на подиум за главным призом вышла команда Bentley) наконец была нарушена. И кем? Peugeot! Ну наконец-то истинно французское соревнование было выиграно французами. Такого здесь не видели аж с 1993 года.

 

Вполне логично, что немцы мечтали о реванше, а команда Пежо о дубле (о чём, наверняка, мечтала и добрая половина болельщиков). 24 часа непрерывной езды расставили всё на свои места...


Заводской Peugeot 908 HDi уносится, оставляя далеко позади своих конкурентов. Но это лишь начало гонки...

Началось всё довольно предсказуемо. Во время квалификации лучшее время показали французы - по части скорости их Peugeot 908 HDi FAP был на голову выше других. Даже прошлогодний прототип Пежо, используемый в частной команде Oreca, оказался на пару секунд быстрее новеньких Audi R15 TDI plus. Но, скорость - не всегда залог успеха.

 

Доказательством тому послужил обидный сход с трассы Педро Лами на середине третьего часа гонки. Повреждение подвески не позволило пилоту Peugeot продолжить соревнование. А ведь он шёл вторым в зачёте LMP1. Хотя более досадным можно назвать вылет из марафона команды Autocon - американский экипаж не преодолел на своём Lola B06/10 и круга. Всему виной проблемы с коробкой передач.

Пейс-кару не пришлось долго ждать своего выхода...
Norma M200 (слева) выбыла из гонки в числе первых

Кстати, именно эта авария и предрешила исход первых часов «Ле-Мана». Пейс-кар, выпущенный на трассу после инцидента, въехал аккурат между прототипами Peugeot и Audi, дав первым шанс улучшить и без того преимущественное положение.

 

А пока команды круг за кругом наращивали расстояние и скорость, в стане зрителей «наращивались» другие навыки. Кто-то, как и я, учился по звуку мотора определять - какая машина сейчас едет. Если возникает желание немедленно заткнуть уши - значит, «американцы», если «рык» мотора такой же громкий, но более благородный - это едет Aston Martin, а вот если машины проносятся еле слышно - это «высшая лига», дизельные Peugeot и Audi.


У зрителей были свой "Ле-Ман". Light-версия

Кто-то пытался повторить подвиги пилотов на трассе, правда, в облегчённом варианте - на картодроме. Ну а те, кто не питал особых надежд относительно своих способностей, делали то, что у них лучше всего получается - ставили рекорды по количеству употребленного горячительного. Показателем в данном случае выступали пирамиды из пустых бутылок.

VIP-ложе Audi
На стенде Peugeot красовался новенький 908 HDi
Aston Martin Racing смогли обеспечить себе лишь 5-е место в классе LMP1

Пока мы знакомились с жизнью за пределами трассы, на самой Сарте произошли некоторые изменения - из гонки выбыл один из фаворитов - Том Кристенсен на Audi R15. В повороте «Порше» пилот немецкой команды не смог разъехаться с Энди Приолом из BMW (серия LMGT2), и вылетел на гравий. Однако, отсутствие прототипа на трассе оказалось временным, уже через три круга (после ремонта поврежденного в результате аварии антикрыла) машина была в строю, правда, теперь под руководством Ринальдо Капелло.

 

Но что-то мы увлеклись описанием происходящего в LMP1, а ведь в «24 часах Ле-Мана» участвуют ещё три класса - LMP2, LMGT1 и LMGT2. Здесь ситуация сложилась следующая.


Именно этот Porsche 911 GT3 RSR оказался самым быстрым и стойким в классе GT2

В LMP2 аж после первых четырёх кругов выбыли из борьбы экипажи Jaguar RSR на XKRS и Beechdean Mansell Motorsport на Ginetta 09S. Через несколько часов к ним присоединились Pegasus Racing на Norma M200 и Racing Box Srl на Lola B09/80 Coupe. Через пять часов ситуация более-менее стабилизировалась. Что касается лидера - эту позицию здесь прочно заняла команда Strakka.

 

В немногочисленном стане GT1 было интересно наблюдать за единственным женским экипажем Matech Competition. Девушки боролись как могли, но на 59 кругу подвела техника, Ford GT загорелся и команде Наташи Гашнан пришлось сойти с дистанции. Нелегко пришлось и Young Driver AMR - у их Aston Martin DBR9 сломался привод. На ремонт ушло порядка десяти кругов, в результате чего из лидирующих (в своём классе они были обладателями поула) они превратились в догоняющих. В лидеры же выбился ещё один Ford GT того же Matech Competition, только под руководством Романа Грожана.

 

В GT2 также произошла «рокировка» первых лиц. После квалификации здесь правили балом два экипажа Corvette Racing. Однако их «малину» нарушил вырвавшийся из числа последних Risi Competizione.


Многие справедливо полагают, что настоящий "Ле-Ман" начинается только ночью...

Меж тем, дело подошло ближе к ночи. Теперь разве что по установленным повсюду экранам да огонькам на машинах (на всех болидах имеются три световых сигнала; в зависимости от цвета - красный, синий, зелёный, желтый - определяется класс авто, в зависимости от количества зажженных огоньков - от одного до трёх - текущая позиция) можно узнать ситуацию на трассе.


... правда, не все находят в себе силы дождаться самого интересного

Конечно, все 24 часа провести на ногах сложно. И мы отправились на боковую, чтобы проснувшись утром понять - ночь сделала своё чёрное дело.

 

Во-первых, сказались многочасовые нагрузки - как на пилотах, так и на машинах. Пока все спали, частная команда Пежо попыталась посоревноваться за лидерство с экипажами производителя, но добилась лишь смещения на шестую позицию - не выдержал привод.

Ещё мгновение, и Peugeot 908 HDi Энтони Дэвидсона столкнётся с Ferrari F430 GT2 Жана Алези
Пост сдал, пост принял. Технический персонал тоже работает посменно
Полный круг Сарте исчисляется 13,6259 километрами

У «официалов» гонка шла тоже не так гладко. Перед шиканой «Dunlop» Peugeot 908 HDi Энтони Дэвидсона не поделил дорогу с Ferrari F430 GT2 Жана Алези и, в итоге, французы потеряли время в боксах на замене носового обтекателя. К слову, тем же самым в это время занимались и конкуренты из Audi. Правда, в отличие от Пежо,  «ТО» входило в планы немцев.

 

В LMP2 всё прошло несколько спокойней. Здесь ситуация за ночь хоть и менялась, но привела всё к тому же - лидерству Strakka. А вот в GT1 изменения оказались посерьёзней. Выбыл из «24 часов Ле-Мана» экипаж Matech. Ночью Ford Ромена Грожана протаранил прототип Pescarolo. Инженерам было удалось оживить американское авто, но буквально через круг машина окончательно сошла с дистанции - на дозаправке пилоту попросту не удалось запустить двигатель. После данного инцидента лидером в классе стала команда Larbre Compétition на купе Saleen S7R.

 

Ну а в GT2 всё вернулось на круги своя - Corvette'ы вновь обрели первые позиции. Правда, теперь им в спину дышали не «феррари» Risi, а парочка экипажей на «порше». Но самое интересное только начиналось...


Огни на борту болидов помогали зрителям в ночи различать лидеров классов
Прекрасный обзор на всю трассу открывается с колеса обозрения. Всего за 5 евро...
Самые любопытные могут краем глаза заглянуть в святая святых - боксы команд

Из рубки комментатора послышались сокрушительные крики - после 16 часов марафона трассу покидает занимавший лидирующее место Peugeot. Подвёл мотор. Турбина не выдержала высокого темпа и приказала долго жить.


Накал страстей в рубке Peugeot был непередаваемый

Не прошло и четырёх часов, как ситуация повторилась. Уже третий (!) заводской «лев» выбыл из гонки. И, какая досада, опять-таки из-за проблем с двигателем! Надежда оставалась только на «частников» из Oreca.

 

Расстроенные зрители начали покидать трибуны. Однако истинные фанаты с завидным упорством ждали результатов от Peugeot. И вот, Oreca нагоняет одного конкурента, второго... Но, буквально за час до окончания «Ле-Мана» исчезает в клубах дыма на радость было запаниковавшим Audi.


Audi сделала ставку на надёжность и не прогадала

Да, вот вам и скорость. Как выяснилось, лучше полагаться не на неё, а на надежность. На чём, собственно, триплет Ауди и доехал до призовых мест.

Неудачный поворот не отразился на призовом месте Saleen S7-R
Многие болельщики Peugeot решили не оставаться до конца гонки. Исход и так был ясен...
... а некоторым задержаться пришлось. Бурная ночь неожиданным образом проявила себя на следующий день

В LMP2 ситуация с подиумом сложилась без фатальных исходов. Strakka Racing на HPD ARX.01 как ехал первым в своём классе, так и финишировал. В классе LMGT1, который, к слову, ликвидируется со следующего года, лидером стал улетевший к концу гонки на гравий, но не растерявший при этом позиций Saleen S7-R команды Larbre. В LMGT2 же произошла перетасовка фаворитов и в итоге победа досталась не Corvette'ам, а Porsche 911 GT3 RSR из Team Felbermayr Proton.

 


Историческая справка

Знаменитые 24-часовые гонки Ле-Мана были впервые проведены в 1923 году. У истоков первых соревнований стояли журналист Шарль Фару, индустриалист Эмиль Кокий и глава «Западного автоспортивного клуба Франции» Жорж Дюран. О правилах, водителях, автомобилях сказано уже очень много. Интересен следующий факт. Историю «Ле-Мана» можно разделить на так называемые «эры», которые ознаменовались доминированием какой-либо определённой марки.

Текст: Аслан Антонов
Фото:Le-Mans, Le-Mans Archive, Porsche, Bentley


Одними из «первопроходцев» смело можно называть англичан из «Бентли». Легендарные Bentley Boys (заводские пилоты) начиная с середины 1920-х годов пять раз первыми пересекали финишную черту, причём подряд - четыре раза (1927-1930).

С 1931 года настаёт время Alfa-Romeo. Итальянские гонщики на 2,3-литровых болидах с нагнетателями не отдают пальму первенства на четырёх гонках. В 1937 и 1939 годах победами на круге Сарте отметились Bugatti. Причём оба раза были установлены новые рекорды трассы. По одному успеху в 1930-е на свой счёт записали Lagonda (1935) и Delahaye (1938).


Вторая Мировая Война внесла свои «коррективы» в проведение гонок. 24-часа Ле-Мана не проводились с 1940 по 1948 годы. Первую послевоенную гонку выиграли итальянцы из Ferrari (1949). 1950-е считаются эрой «Ягуара». «Кошки» празднуют успех здесь в 1951 и 1953 на машине C-Type, а также на протяжении трёх лет подряд (1955-1957) на D-Type. Оставшиеся годы «заполнили» Talbot (1950), Mercedes-Benz (1952), Ferrari (1954, 1958) и Aston Martin (1959). 1960-е отданы «Феррари» (6 побед).

С 1966 года у итальянцев появляется серьёзный конкурент в лице центральномоторного Ford GT 40. В конце 70-х успехом на гонках отметились и Renault.


Затем настаёт эра Porsche. Одержав первую победу в 1970 году на Porsche 917 Kurzheck, немцы закрепили её уже на следующий год, а начиная с 1981 года выдали серию из семи подиумов подряд.


В начале 90-х на радость французам две победы подряд одерживает команда Peugeot (1992-1993). Но через пару лет автомобили Порше опять заявляют о себе, на сей раз тремя выигрышами (1996-1998). В общей сложности «поршевцы» одержали на «24 часа Ле-Мана» 16 побед. По этому показателю Porsche не досягаем для других марок.

Ну а начиная с 2000 года практически безраздельные бразды лидера берёт в свои руки Audi. Её гегемонию за это время нарушили лишь дважды - Bentley в 2003 и Peugeot в 2009 году.


За всю историю гонки в ней приняло участие около 230 автопроизводителей. Наряду с «грандами» Porsche, Ferrari, Bentley, Audi и Peugeot в марафоне «засветились» и такие редко звучащие имена, как, например, Matra. Гонки в Ле-Мане всегда являлись для производителей нечто большим, чем, предположим, престиж. В мире найдётся не так много соревнований, способных поспорить с «Ле-Маном» по суровости предъявляемых к автомобилям условиям. И технологии, применяемые на гоночных болидах, возможно, на «24 часах» получают наилучшую «обкатку».

22/06/2010




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2024 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.