Цуффенхаузену исполнилось 60 лет

Цуффенхаузен. Вряд ли в автомобильном мире найдётся хотя бы один фанат спортивных машин, которого бы это слово оставило равнодушным. Именно здесь, в далёком 1950 году на площади всего в 600 квадратных метров начала коваться всемирная слава спортивных автомобилей Porsche.


Аэрофотосъёмка Цуффенхаузена

Модели


Установка складного верха на Porsche 911 Carrera 4S Cabrio (Typ 996)

История производства в Цуффенхаузене своими корнями уходит в 1938 год. К этому времени относится дата выпуска пилотной серии автомобиля, ставшего впоследствии известным как VW Kaefer или в простонародье - «Жук». В 1939 году на свет появился гоночный Typ 64, своими обтекаемыми формами предопределивший стиль дизайна всех последующих Porsche. В 1944 году конструкторское бюро Porsche на долгие пять лет было эвакуировано в австрийский Гмюнд. В 1949 году последовало возвращение в родные стены. Правда, первоначально сборку машин пришлось осуществлять на мощностях кузовной фирмы Reutter, так как основное здание завода было ещё «занято» американцами. На заре 1950 года здесь, в небольшом помещении началась история серийного производства спортивных Porsche из Цуффенхаузена.


Porsche 356 A Carrera Cabrio, 1958

Porsche 356

 

«Я долго искал, но не находил автомобиль, о котором мечтал. И тогда я решил построить его сам». Именно с этого высказывания Ферри Порше начинается история 356-й модели.

 


Porsche 356 Cabrio, 1954

Синхронизированная коробка передач для Porsche 356
Фантом-графика Porsche 356 B Coupe, 1962

Первый Porsche, произведённый в Цуффенхаузене разгонялся с места до 100 км/ч за 23,5 секунды, стоил 10 200 немецких марок (в 1950 году) и располагал несинхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач, иронично названной американцами «Crash Box» («Аварийная коробка»). Она была на тот момент настоящей головной болью для знатоков. Впрочем, не только для знатоков. Согласно историческому анекдоту, каждый тогдашний клиент, пришедший на завод за покупкой 356-го, должен был совершить, выражаясь современным языком, тест-драйв. Если он оказывался неумелым водителем и постоянно грохотал при переключениях, сборщики говорили о нём с намёком на Швабском диалекте: «Мы не продадим ему эту машину, он её не заслуживает». Было ли это на самом деле так, или это просто легенда мы не узнаем. Однако в 1953 году проблемную трансмиссию заменили на синхронизированную.

 

Но давайте более подробно остановимся на истории самого первого серийного экземпляра Цуффенхаузеновского Porsche - 356 Coupe. Эта машина прожила яркую, но, к сожалению, недолгую жизнь.

 


1950, «Первенец» Цуффенхаузена - Porsche 356 и сотрудники Porsche (слева направо): Карл Шмидт (руководил сборкой автомобиля), Уго Хайнер (карбюраторщик), господин Хаас, Альфред Вибель (постройка мотора), Густав Вёльфле, Ханс Клаузер, Херберт Линге (испытатели), Карл Кирн (закупщик), Эберхард Штольцо (испытатель), Альфред Брауншвайгер (контроль качества)

В один из дней 1950 года Профессор Фердинанд Порше пришёл на внутренний двор кузовного ателье Reutter с лупой в кармане. Взяв в руки табуретку, он уселся перед первым собранным Porsche и начал пристально разглядывать его корпус через ту самую лупу. Он рассматривал его так долго, что некоторые из присутствовавших зашептались, что, возможно, господин Порше даже задремал. Спустя ещё некоторое время Фердинанд Порше «разрубил» тишину неожиданной фразой: «Вернуть кузов обратно в мастерскую. Он не симметрично проработан». Последующие измерения доказали это. С тех пор, 6 апреля 1950 года считается ещё и днём рождения выдающегося контроля качества Porsche.


Porsche Typ 356 Coupe в Риме (Италия), 1950

«Первенца» Цуффенхаузена не стали продавать. Его эксплуатировали в качестве заводской машины по всей Европе, да ещё и прозвище дали - «Windhund». Дело в том, что данным словом немцы обозначают одну из разновидностей породы борзых собак. Эти животные обладают характерным светло-серым окрасом, а благодаря длинным и сильным ногам очень быстро бегают. Porsche 356 имел аналогичную расцветку, и на период своего создания считался одним из самых «шустрых» автомобилей в мире. Осенью того же года машину выставили на Парижском автосалоне. Также он принял участие в римской фотосессии фирменного журнала Porsche Christophorus. В мае 1950 года гонщик и журналист Рихард фон Франкенберг одержал на нём победу на ралли Визбаден.


Porsche 356 Leichtmetall Coupe на 24-часовых гонках в Ле-Мане, 1951

На 356 модель приходится и первая для немецкого автопрома победа в международных гонках в послевоенное время. Случилось это на 24-часовых гонках в Ле-Мане в 1951 году.


Porsche 356 Coupe, 1950

Porsche 356 Coupe мог разогнаться до внушительных 140 км/ч, при действовавшем тогда на автобанах лимите в 80 км/ч. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло с ним злую шутку. Летом 1952 года во время одной из поездок машина в сильном заносе вылетела с трассы и разбилась. Впоследствии, её разобрали по частям и пустили на металлолом.


21 марта 1951 года, чествование 500-го экземпляра Porsche 356, собранного в Цуффенхаузене

С самого начала Porsche 356 продавался лучше, чем предполагали его создатели и уже к концу 1950 года Porsche'вцы изготовили 369 единиц этой модели. 21 марта 1951 года был изготовлен 500 экземпляр.


Porsche 356 Cabrio, 1954

Сварочные работы над каркасом Porsche 356
Porsche 356 A перед зданием Porsche-Werk 2 в Цуффенхаузене, 1955

Темпы производства машины и её популярность постоянно росли и в 1956 году на заводе отпраздновали постройку 10 000 Porsche 356. Спустя ещё пять лет, на чествовании 40 000 модели в рекламном проспекте Порше того года появилась фраза одного из клиентов: «Есть много хороших машин, известных имён и марок. Однако подобного Porsche нет». Производство Porsche 356 было свёрнуто 28 апреля 1965 года. Правда, спустя год немцы всё-таки построили небольшую серию из 10 этих машин для голландской полиции.


Porsche 911 (901) 2.0 Coupe, за рулём - Тора Хорнунг. Первые прототипы Проекта 901 (с 1963 по 1964) отличались, среди прочего, круглой крышкой бензобака. Позднее ей придали овальную форму.

Porsche 911

 

Решение о постройке нового спортивного автомобиля было принято ещё в 1959 году. Результатом многолетней работы стал Porsche 911. Сама по себе концепция новой машины предполагала скорее эволюцию, чем революцию. Дизайнер 911-го, Фердинанд Александр Порше говорил о том, что внешность 356-й модели их вполне устраивала. На её базе и создавался силуэт 911-го. Фердинанд Александр Порше смог мастерски сделать линии передней части автомобиля более обтекаемыми и ясными и придать профилю более чёткие, конкретные черты. Первый экземпляр Porsche 911 покинул заводской цех 14 сентября 1964 года. Вдаваться в подробности истории этой машины сейчас не будем. Это тема для отдельного разговора.

 


Сборка Porsche 911 (Typ 901) Coupe и Targa в цехах Werk 2 в Цуффенхаузене, прибл. конец 1960-х

Отметим, что выпущенный 3 июня 1977 года Porsche 911 S 2,7 стал 250 000 с начала производства в 1948 году. В 1984 году 911 модель с четырьмя ведущими колёсами одержала победу на ралли Париж-Дакар. В 1999 году тест-пилот Porsche Вальтер Рёль установил на 911 GT3 (Тур 996) самое быстрое на тот момент время на круге Нюрбургринга среди серийных автомобилей - 7 минут 56,33 секунд.


Надпись на рекламном плакате 1979 года: «Автомобиль десятилетия»

Обшивка консоли для Porsche 928
Porsche 928 S4 Clubsport, 1988

Porsche 928

 

Осенью 1977 года Porsche презентовал, как предполагалось сначала, наследника 911-ого. Им стало переднемоторное 8-цилиндровое купе Porsche 928. Почти сразу после своего появления модель завоевала престижнейшую европейскую награду «Автомобиль года'78». На сегодняшний день это единственный спорткар в истории, удостоившийся такого звания. Однако заменить 911-ый машина не смогла. Клиенты остались верны классическим канонам, поэтому две модели существовали параллельно.


Тормозной диск Porsche 928 S с системой ABS, 1986

Интересно, что 928-ой является первым Porsche, на который стали серийно устанавливать ABS (Porsche 928 S, 1986 модельный год). До этого времени антиблокировочная система предлагалась исключительно как опция. Кстати, на год дебюта 928-го, 1977, приходится постройка 250 000 автомобиля Порше Цуффенхаузеновской сборки.

Porsche 968 Cabrio, 1992
Porsche Boxster S (Typ 986) от Porsche Exclusive

Porsche 968, Porsche Boxster

 

В 1991 году компания презентовала 968-ю модель. Передней оптикой она напоминала 928-ю, однако располагала вдвое меньшим количеством цилиндров. На этой модели Porsche первым среди производителей Германии стал применять фронтальные подушки безопасности в серийном оснащении. 968-ой стал кульминационным пунктом в истории развития 4-цилиндровых спорткаров Porsche с разнесённой компоновкой. С постройкой последнего экземпляра данной модели в июле 1995 года их эра завершилась. Всего в Цуффенхаузене было выпущено 11 245 единиц 968-го. Формально, 968-й считается прародителем Porsche Boxster, производимого в Цуффенхаузене с 1996 года.


Вид на переходной мост между кузовным и лакировочным цехами

Инфраструктура

 

В 1950 году, когда производство в пригороде Штутгарта только-только зарождалось, в распоряжении команды Фердинанда Порше было всего 600 квадратных метров. Через два года конструкторское бюро начало разрастаться, и был создан Porsche Werk-2 (с немецкого «Werk» - завод). В 1960 году последовал Porsche Werk-3. Сегодняшний завод Porsche представляет собой комплекс предприятий с развитой инфраструктурой, занимающий более 45 000 кв м. В год здесь производится не менее 30 000 спортивных автомобилей. Помимо конвейера и центрального офиса компании, здесь расположились крупный дилерский центр, а также исторический музей. Интересно, что территория завода разделена обычными улицами. К примеру, кузовной и лакировочный цех соединены между собой переходным мостом-конвейером, проходящим на высоте 15 метров над пересекаемой дорогой.

 


Строительство нового лакировочного цеха в Цуффенхаузене

В 2011 году планируется введение в строй новейшего лакировочного цеха. С 1950 года и по сегодняшний день заводской комплекс дал жизнь уже более миллиону автомобилей Porsche.


Современный музей Porsche в Цуффенхаузене

Вид на выставку экспонатов музея
Библиотека архива Porsche в здании нового музея

В январе 2009 года на Поршеплатц, 1 открыли ультрасовременный по своей архитектуре музей Porsche. Около 80 исторических моделей прописались в его стенах. Помимо автомобилей Порше, среди экспонатов можно встретить и VW и Mercedes-Benz. Музей Porsche представляет собой огромный интерес с информационной точки зрения. В его распоряжении имеется собственная обширная библиотека, в том числе и цифровая.


Porsche 911 2.0 Coupe 1964 года в масштабе 1:18

Эпилог

 

Каков Цуффенхаузен сегодня? На Поршеплатц, 1 жизнь бьёт ключом. В округе заводского комплекса постоянно тестируют прототипы новых моделей, а также доводят до совершенства уже существующие. Звуки проносящихся мимо площади автомобилей Porsche в буквальном смысле слова создают эффект присутствия на репетиции симфонического оркестра. Дирижёром, в данном случае, с полным правом можно считать дух Порше, живущий в сердце немецкого производителя, в Цуффенхаузене. Очутившись здесь, начинаешь верить, что миф может стать реальностью.

 

Видео

 

Текст: Аслан Антонов
Фото: Porsche AG, исторический архив Porsche (Porsche Historisches Archiv)

28/04/2010




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2024 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.