Результаты проведенного корпорацией IBM (NYSE: IBM) ежегодного глобального исследования транспортных проблем городов IBM Commuter Pain Survey демонстрируют все более ярко выраженное противоречие: в то время как за прошедший год условия автомобильных поездок стали значительно более комфортными, недовольство водителей резко возрастает.
Представленный сегодня отчет по итогам исследования IBM Commuter Pain Survey показывает, что по сравнению с результатами прошлогоднего опроса сейчас в ряде городов все больше людей предпочитают общественный транспорт личным автомобилям. В то же время, во многих городах отмечен резкий рост процентной доли респондентов, заявивших, что ситуация с дорожным движением «несколько» или «заметно» улучшилась за последние три года.
По сравнению с прошлым годом во многих городах значительно большее число респондентов сообщили об участившихся стрессовых состояниях и росте раздражения от ситуаций, связанных с дорожным движением, что отрицательно сказывается на продуктивности их работы или учебы.
«Передвижения по городу не происходят в вакууме. Эмоциональная реакция человека на ежедневные поездки зависит от многих факторов, имеющих отношение как к дорожным пробкам, так и к другим, не связанным с ними вопросам, - пояснил Нейвин Ламба (Naveen Lamba), ведущий эксперт IBM по интеллектуальным транспортным системам. - Результаты опроса Global Commuter Pain Survey этого года свидетельствуют, что автомобилисты в городах по всему миру находятся в гораздо более эмоционально нестабильном и встревоженном состоянии по сравнению с 2010 годом».
Инфраструктурные инвестиции в транспортную сферу
Как показало исследование, активное инвестирование в инфраструктуру, осуществляемое в некоторых странах с наиболее быстрорастущей экономикой, похоже, приносит свои плоды. Больше всего респондентов отметили улучшение условий дорожного движения в Бангалоре, Нью-Дели, Пекине и Шэньчжэне. Пекин, например, в прошлом году выделил около 80 млрд. юаней на совершенствование своей транспортной инфраструктуры. Мехико, один из самых густонаселенных городских районов мира, осуществляет крупный многолетний инвестиционный проект, направленный на улучшение растущих потребностей транспортной сети. Количество автомобилей по всему миру перешагнуло отметку в один миллиард, и города продолжают бороться с проблемой дорожных пробок и искать новые пути обеспечения транспортных потребностей.
Несмотря на то, что респонденты в городах многих развивающихся стран сообщают о снижении интенсивности движения на дорогах, существует еще множество аспектов, требующих улучшения. Автомобилисты в тех же городах отмечают - чаще, чем в среднем по всей выборке - что существующие условия дорожного движения способствуют усилению стресса и отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность. Так, 86% респондентов в Пекине, 87% в Шэньчжэне, 70% в Нью-Дели и 61% в Найроби назвали проблемы с движением на дорогах в качестве главного негативного фактора, снижающего их продуктивность в работе или учебе. А 67% водителей в Мехико, 63% в Шэньчжене и Нью-Дели, 61% в Пекине и 52% в Москве заявили, что они были вынуждены отказаться от поездки на автомобиле из-за ожидаемых пробок на дорогах в течение последнего месяца.
Проблемы, связанные с ежедневными поездками по городу, существуют во всем мире - 69% всех участников опроса отметили, что условия движения на дорогах тем или иным образом отрицательно влияют на их самочувствие. Около 42% всех респондентов сообщили об усилении стресса и еще 35% респондентов заявили, что поездки в городе на автомобиле вызывают у них раздражение. Проблемы с затруднением дыхания и респираторными нарушениями в результате загазованности из-за высокой интенсивности дорожного движения и пробок наиболее распространены в Китае и Индии.
Переход на общественный транспорт
Результаты опроса отражают возросшую готовность горожан к использованию общественного транспорта для более комфортных ежедневных поездок на работу или учебу. В целом, 41% опрошенных считает, что улучшение функционирования общественного транспорта будет способствовать уменьшению пробок на дорогах. В отчете отмечается, что хотя во всем мире лишь 35% респондентов изменили в прошлом году способ, которым они добираются на работу или учебу, 45% из них выбрали для этого общественный транспорт. Самый большой процент респондентов, перешедших на общественный транспорт, отмечен в крупных городах развивающихся стран, включая, Мехико, Шэньчжень, Буэнос-Айрес, Пекин и Найроби. Если такая тенденция сохранится, это поможет снизить темпы роста интенсивности движения в результате урбанизации, которая сопровождается увеличением городского населения.
IBM Commuter Pain Index
IBM обобщила результаты опроса в виде индекса IBM Commuter Pain Index, который присваивается каждому городу в соответствии с психологическим и экономическим ущербом от передвижений по городу на автомобиле. Максимальное значение индекса соответствует самому худшему результату. Данные индекса отражают огромные различия между городами по степени серьезности проблем, связанных с повседневными поездками на личном транспорте. Лучший результат - у Монреаля, за ним следуют Лондон и Чикаго.
При составлении индекса учитывались 10 показателей: 1) время в пути; 2) время ожидания в пробках; согласие с утверждением, что 3) цена на топливо стала слишком высока, 4) ситуация на дорогах ухудшилась, 5) движение в режиме «старт/стоп» является проблемой, 6) вождение автомобиля вызывает стресс, 7) вождение автомобиля вызывает раздражение, 8) дорожные заторы оказывают негативное влияние на работу, 9) ситуация на дорогах была настолько сложной, что пришлось прекратить движение и вернуться обратно, и 10) Вы решили отказаться от поездки из-за транспортных пробок. Городам были присвоены следующие значения индекса: Мехико - 108; Шэньчжень - 95; Пекин - 95; Найроби - 88; Йоханнесбург - 83; Бангалор - 75; Нью-Дели - 72; Москва - 65; Милан - 53; Сингапур - 44; Буэнос-Айрес - 42; Лос-Анджелес - 34; Париж - 31; Мадрид - 28; Нью-Йорк - 28; Торонто - 27; Стокгольм - 26; Чикаго - 25; Лондон - 23; и Монреаль - 21.
«Мы не можем разработать универсальную схему решения проблемы пробок на дорогах, не привязанную к какому-либо конкретному городу, - подчеркнул Андрей Тихонов, директор по продажам, IBM в России и СНГ. - Для того чтобы оптимизировать транспортный поток и уменьшить пробки, городам нужно делать нечто большее, чем просто идентификация проблемы и реагирование на нее. Они должны найти способы, позволяющие предсказывать и избегать ситуации, которые вызывают дорожные пробки и могут превратить мир в одну гигантскую стоянку». Основные результаты исследованияВ 14 из 15 городов, которые участвовали в исследовании и в 2010, и в 2011 годах, выросла доля респондентов, заявивших, что ситуация с дорожным движением «несколько» или «заметно» улучшилась за последние три года. В Москве в 2011 году таких оказалось 31%, тогда как в 2010 году так ответили 16% респондентов.