На днях автоконцерн BMW отправил в ФТС Российской Федерации письмо с требованием запретить ввоз в нашу страну продукции компании (то есть автомобилей, запчастей и всех товаров, носящих фирменный знак BMW) без разрешения производителя. Предполагается, что запрет коснётся компаний и индивидуальных предпринимателей, но не физических лиц.
Тотчас же примеру BMW решили последовать Toyota и Nissan. Апеллируя к четвёртой части Гражданского кодекса РФ, концерны требуют от таможенных органов остановки якобы незаконного ввоза в Россию их продукции.
Пленум Верховного Суда готовит по этому поводу следующую резолюцию: «При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на товарный знак судам надлежит учитывать, что ввоз на территорию Российской Федерации товара с нанесённым на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Лицо, осуществившее ввоз товара на территорию Российской Федерации, является нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию Российской Федерации».
Выходит, если человек купил за границей автомобиль и не получил у производителя разрешения на ввоз его в нашу страну, он не сможет пройти таможню. Машина будет признана контрафактной, поскольку резолюция Верховного Суда определяет, что контрафактным является и оригинальный товар, если он ввозится в Россию без разрешения правообладателей. В данном случае о том, что физических лиц нововведение не коснётся, речь уже не идёт...
Раньше в Россию под видом запчастей ввозили полуразобранные машины. Затем их собирали и отправляли к дилерам. Напомним, что в скором времени вступит в силу постановление о заградительной ставке таможенной пошлины на ввоз кузовов для производства автомобилей (в размере пятнадцати процентов от таможенной стоимости, но не менее 5 тысяч евро за кузов). После этого «отвёрточная сборка» на территории нашей страны станет почти невозможной, ведь платить по семь тысяч долларов за ввоз кузова очень невыгодно.
Новая пошлина не распространяется на предприятия, которые подписали с правительством соглашения о промышленной сборке автомобилей. Так что пострадают, скорее всего, только китайские производители. Теперь им придётся либо строить в России полноценные заводы, либо импортировать из Поднебесной готовые машины.