Занятие N 3: Траектория в повороте

 

Поворот - это целый комплекс мер: необходимо успеть снизить скорость, выбрать подходящую передачу, увидеть оптимальную траекторию движения, подхватить руль поудобнее и только тогда поворачивать.

 

На предыдущем занятии мы рассмотрели технику прохождения поворотов и действующие силы. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на траектории движения.

 

Выбор траектории прохождения любого поворота сводится к одной простой мысли - маневр необходимо максимально сгладить. Чем более пологой будет дуга при движении, тем меньше боковые силы действуют на автомобиль. Поэтому быстрее всего вы сможете проехать по наиболее гладкой кривой.

 

Чтобы максимально сгладить поворот, необходимо поступить следующим образом. В начале (на входе) необходимо сместиться на внешнюю сторону дороги и ехать таким образом, чтобы посредине коснуться внутреннего края поворота, а на выходе снова оказаться у наружного. Наружу - внутрь - наружу. Чем шире дороги, тем более пологая дуга получается. Далеко не всегда получается использовать все пространство полотна, чаще всего вы ограничены шириной своей полосы движения. Любая возможность немного смещаться вправо и влево дает значительное преимущество. А уж чем больше сглажена траектория, тем больше максимальная скорость при прохождении виража.

Все вышесказанное касается, в первую очередь, одиночного поворота. В случае, когда необходимо пройти связку из нескольких маневров оптимальная траектория может изменяться. В связке не всегда есть возможность максимально сгладить каждый из поворотов, поэтому в одном из них, возможно, придется пожертвовать плавной дугой. Рассмотрим связку двух поворотов - правый и левый. Для каждого из них в отдельности оптимальная траектория будет наружу-внутрь-наружу. Вот и получается, что если вы проезжаете первый поворот по классической траектории, то ко второму подходите в самой невыгодной позиции. Вам бы сейчас находиться на противоположной части дороги, а так - придется сбрасывать скорость и поворачивать очень круто. Для того, чтобы избежать этого, следует помнить простое правило: работать надо на последний поворот, то есть таким образом, чтобы пройти его по самой удачной траектории. При этом придется пожертвовать оптимальным прохождением первого маневра и сгладить его не максимально, а частично. Значит, чтобы пройти второй поворот по классической траектории и подойти к нему во всеоружии, нужно изменить схему прохождения первого. Для этого мы будем использовать траекторию с глубоким входом, чтобы снаружи переместиться на внутреннюю часть и на ней остаться. Естественно речь не идет о доворачивании руля в середине виража, поскольку скорость слишком высока, - необходимо полностью изменить траекторию. Если в первом случае, при движении по идеальной линии, вы касались внутренней части посредине поворота, то теперь точка касания сместилась и находится ближе к выходу. Именно в таком случае вам удастся остаться на нужной стороне дороги. Поворот стал глубже, дуга круче, а скорость, соответственно, ниже. Именно это и есть жертва траекторией при первом маневре - перед ним вы гасите скорость больше и сглаживаете его частично для того, чтобы второй пройти наиболее удачно. Если перед вами связка из нескольких поворотов, вы частично сглаживаете первые и классически проходите последний.

 

И помните - судьба поворота решается на его входе. Как мы уже говорили, в момент прохождения виража что-то изменить практически невозможно. Когда вы интенсивно двигаетесь на дуге, повернуть руль больше или затормозить уже не получится, поскольку колеса и так предельно загружены. Если в повороте перед вами возникает неожиданное препятствие, удастся лишь констатировать факт: «Не вышло...». Максимально быстро можно проходить лишь те повороты, которые хорошо известны и полностью просматриваются далеко вперед. Естественно, такие ситуации бывают крайне редко. В большинстве случаев вы ездите по дорогам в постоянно меняющихся условиях, со множеством закрытых и незнакомых поворотов, в стесненных условиях, где даже неосторожное смещение в сторону на полметра может обойтись очень дорого. Поэтому двигайтесь с запасом - входите в повороты на заведомо малых скоростях. Тогда, по мере прохождения маневра, вы сможете убедиться в том, что автомобиль надежно цепляется за дорогу, увидите, что впереди вам ничто не мешает, и на выходе сможете разгоняться сколько душе угодно. Лучше маленькая скорость на входе и большая на выходе, чем большая скорость на входе и выход за пределы дорожного полотна...

05/09/2007




Тест-драйвы

Обзоры

Новости



 
Rambler's Top100

2006 - 2024 © «АВТОВИК.РУ» | E-Mail редакции: [email protected]
При использовании материалов сайта ссылка на «АВТОВИК.РУ» обязательна
ЭЛ № ФС77-24675 от 15 июня 2006 г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Сайт использует файлы cookie .
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.