Сегодня исполняется ровно сорок лет с тех пор, как был продан первый автомобиль Mazda с роторным двигателем.
Mazda не является компанией, построившей первый массовый автомобиль с двигателем Ванкеля. Немецкая NSU сделала это ещё в 1964 году. Но в 1967 году модель Mazda Cosmo Sport стала первым серийным автомобилем с двухсекционным мотором роторного типа. При рабочем объёме в один литр он выдавал неплохие даже по нынешним меркам 110 лошадиных сил при семи тысячах оборотов в минуту и 130 Ньютон-метров при трёх с половиной тысячах.
С тех пор многие крупные компании использовали двигатели подобного типа, в числе которых был и Волжский автозавод. Однако, в силу различных недостатков, таких как высокий расход топлива, проблемы с токсичностью выхлопных газов и низкая надёжность, автопроизводители отказались от подобных агрегатов.
Теперь Mazda - единственная компания, которая продолжает серийно выпускать автомобили с роторными моторами. Мало того, ей является нетривиальный и экстраординарный спорткар RX-8. Как долго Mazda будет использовать двигатели Ванкеля – неизвестно. Но лишь то, что японской компании до сих пор удаётся строить автомобили с эксклюзивными моторами роторного типа, заслуживает уважения.