На первом занятии мы рассмотрели основные принципы посадки и руления. Теперь вы знакомы с силовым и скоростным способом, а также правильно сидите в автомобиле и способны совершать точные управляющие воздействия. В этот раз мы поговорим о силах, действующих на колёса, о технике прохождения поворотов и о важности плавного совершения любых манёвров.
Силы, действующие на колеса
Реализация любых водительских замыслов практически полностью зависит от сцепления колёс с покрытием – другими частями автомобиль за дорогу не цепляется. Поэтому для грамотного управления машиной водителю требуется четко понимать, в каких ситуациях и что можно требовать от колёс. Любые покрышки имеют определенный потенциал сцепления с дорогой, который зависит от множества параметров и в различных ситуациях меняется. Но, независимо от условий, колесо автомобиля выдерживает определённую максимальную силу, при превышении которой оно начинает проскальзывать и сцепные свойства с покрытием ухудшаются. Такое пороговое значение актуально как для продольного (разгон, торможение), так и для поперечного (повороты) направления. Если разгон будет слишком интенсивным, и тяговая сила от двигателя превысит данный гипотетический барьер, колесо начнёт буксовать и интенсивность ускорения снизится (особенно ощутимо на скользких покрытиях). Схожая ситуация при торможении: если колесо блокируется, машина начинает скользить и замедляется уже не так эффективно. Не является исключением и поворот: когда он интенсивный настолько, что боковая сила превышает пороговое значение, автомобиль начинает соскальзывать с дороги. И самое главное, о чём стоит помнить - что сумма всех действующих сил также должна оставаться в допустимых рамках. Это значит, приложив в повороте дополнительно к боковым нагрузкам продольную (нажав на газ или тормоз), вы рискуете сорвать колёса в скольжение и уйти с заданной траектории. Притом что, не прикладывая продольных нагрузок, всё было бы нормально.
Реализация водительских замыслов
зависит от сцепления колёс с покрытием |
Колесо автомобиля выдерживает
определённую максимальную силу |
Интенсивные разгоны и торможения
возможны только на прямой |
Понимание изложенного принципа непосредственно влияет на ежедневное передвижение в автомобиле. Максимально интенсивные разгоны и торможения возможны только на прямой. В поворотах появляется дополнительная боковая нагрузка, которая снижает предельно допустимые значения замедления и ускорения. Справедлив и обратный случай, при прохождении поворота на пределе возможностей, не остаётся запаса для торможения или разгона.
Старайтесь завершить торможение до входа в поворот. Это позволит совершить манёвр с ровным газом, и ничто не будет мешать борьбе колёс с боковыми силами. К тому же на выходе из поворота, по мере возврата рулевого колеса в нейтральное положение, появится возможность ускоряться. Запомните это золотое правило прохождения любых поворотов – скорость вхождения в поворот (вначале) должна быть не выше, чем скорость на выходе (в конце поворота). Даже если вы очень спешите, не поддавайтесь искушению влететь в поворот на полном ходу. Такая ошибка может привести к ситуации, когда придётся совершать торможение на дуге, а это крайне нежелательно. В результате можно превысить предельные возможности сцепных свойств колёс и вылететь на обочину или встречную полосу. Даже при условии своевременной стабилизации автомобиля и сохранения его положения на дороге, в течение всего поворота вы будете бороться «за выживание», а завершите манёвр с дрожащими руками и на минимальной скорости. Страшно, опасно и, самое главное, бессмысленно из-за невысокой скорости прохождения. Намного рациональнее совершить необходимое замедление заблаговременно, после чего аккуратно и спокойно направить автомобиль по дуге. Далее, убедившись в правильности выбранной скорости и траектории движения, когда ближе к выходу из поворота колеса возвращаются в прямолинейное положение, можно смело прибавлять газ. Надежно, безопасно, комфортно и максимально быстро!
Ваш автомобиль – это очень тяжелый физический объект. Его масса чаще всего превышает тысячу килограмм. Такой вес требует к себе достаточно аккуратного отношения, поскольку необходимо много сил на его разгон, поворот и торможение. Если у вашей машины мощный двигатель, надежные тормоза, хорошая резина, и вы ездите на умеренных скоростях по сухому асфальту, то может возникнуть ощущение, что все происходит очень легко: разгон, торможение и даже проезд поворотов. Большое спасибо техническому прогрессу и гению инженерной мысли конструкторов и создателей транспортных средств. Но лёгкость – это иллюзия, подарок автомобилестроителей, чтобы водитель мог чувствовать себя спокойно, уверенно и безопасно, в то время, пока колёса выполняют тяжелую работу. Чем интенсивнее действия водителя, тем выше сила инерции автомобиля и тем больший требуется потенциал сцепления колёс с дорогой, чтобы эту силу выдерживать. Очень часто, только резко превысив предельное значение этого потенциала, сидящий за рулём понимает - по-настоящему быстро остановить разогнавшуюся тонну железа может лишь… какое-нибудь прочное препятствие.
Ваш автомобиль – это очень
тяжелый физический объект |
Лёгкость управления
– это ваша иллюзия |
Чем плавнее действия, тем
предсказуемее поведение автомобиля |
Для безопасного вождения автомобиля необходимо выработать такой стиль управления, при котором совершается минимально необходимое количество управляющих воздействий. Чем плавне действия, тем предсказуемее поведение автомобиля и больше шансов своевременно отреагировать на возникающие нештатные ситуации.
Важнейшим навыком водителя является умение смотреть вперёд. Когда он смотрит прямо перед собой, его возможности сильно сокращаются, и он может решать лишь некие сиюминутные задачи. В результате действия становятся резкими и суетливыми. Смотрите дальше и шире, планируйте манёвр заранее, это позволит управлять автомобилем существенно спокойнее и продуманнее. Также при экстренном маневрировании взгляд должен быть направлен на место, в которое нужно приехать – скажем, на выход из поворота. Не на бетонную стену или встречную фуру, а именно в то место, куда необходимо попасть. На подсознательном уровне это максимально концентрирует и собирает все водительские навыки.
Поворот – целый комплекс мер: необходимо снизить скорость, выбрать подходящую передачу, увидеть оптимальную траекторию движения, удобно взять руль и только тогда приступать к манёвру. Начать желательно заблаговременно. Лучше пораньше подготовиться, а потом плавно разгоняться, чем опоздать и, свалив все действия в кучу, судорожно пытаться что-то предпринять в последний момент. Даже при условии, что каждое из действий отнимает лишь мгновение, их сумма представляет собой уже небольшой промежуток времени, который необходимо заложить в свой план. При непосредственном подъезде к повороту, смотреть нужно не на его начало или середину, а на его выход. Только в такой ситуации появится возможность полностью оценить ситуацию.
Поскольку в скоростном повороте руки переставлять не рекомендуется, перехватить их нужно заранее. Они должны находиться в наиболее удобном положении – на боковых секторах, в таком случае руль будет надёжно удерживаться, а действия станут точными, плавными и информативными.
Поворот – это целый
комплекс мер |
Доворачивать рулевое колесо
на дуге крайне нежелательно |
Если поворачивать на чрезмерной скорости,
шансы остаться на дороге равны нулю |
Доворачивать рулевое колесо на дуге крайне нежелательно. Поэтому в самом начале, на входе в поворот, необходимо выбрать такое положение, чтобы в последствии достаточно было удерживать руль неподвижным или возвращать его в нейтральное положение. В данном случае максимальные боковые нагрузки на колёса происходят в начале манёвра, и в случае необходимости будет возможность вовремя предпринять необходимые действия. Если автомобиль хорошо держится за дорогу – можно уверенно двигаться дальше и постепенно ускоряться. А если скорость была рассчитана неверно и/или поворот оказался слишком крутым, в результате чего колёса начали соскальзывать, то происходит это в самом начале поворота и остается достаточно времени на корректировку.
Что делать, когда допущена ошибка и скорость превышает предельно допустимую для каких-либо конкретных условий? То есть в повороте автомобиль начинает сползать в сторону и явно не вписывается. Конечно, необходимо уменьшить скорость. В зависимости от ситуации рекомендации будут разными, но для начала необходимо сбросить газ. В таком случае нагрузка на переднюю ось увеличится, скорость начнёт снижаться и автомобиль может вернуться на заданную траекторию. Помимо этого можно начать распрямлять траекторию движения, плавно выворачивая руль в обратную от поворота сторону. Во-первых, в какой-то момент колёса перестанут проскальзывать и зацепятся за покрытие, а во-вторых, высвободится потенциал сцепления колес для торможения.
Если вы сильно переборщили со скоростью, и требуется экстренное торможение – поставьте колеса прямо. Вы поедете поперек своей полосы, но сможете гасить скорость максимально быстро. Дорога уходит в сторону и очень велик соблазн довернуть руль в сторону поворота? Не делайте этого, пока скорость не погашена достаточно. Пусть даже автомобиль доедет до противоположной обочины, зато он затормозит и никуда не вылетит. Если вы попытаетесь поворачивать на чрезмерной скорости, шансы остаться на дороге практически сведены к нулю.