С 1 января 2007 года вступает в силу поправка к ПДД, согласно которой детей до 12 лет в легковых автомобилях можно возить только в специальном кресле. За несоблюдение этого правила водителей будут штрафовать на 100 рублей. Пускай сумма мизерная, однако приятно, что власти решили повлиять на беспечных родителей-водителей и позаботиться о безопасности детей.
В Европе использование специальных детских сидений обязательно с 2000 года. У нас подобное правило пытались ввести год назад, но общественность оказалась не подготовлена к такому нововведению. Жаль, что до сих пор находятся те, кто по-прежнему не понимает необходимости безопасной перевозки своих детей.
Стоит признать, что большинство взрослых всё-таки осознают свою ответственность и готовы к приобретению детского кресла. С января 2007 года вводится специальный ГОСТ, который определяет стандарты специального удерживающего устройства (именно так называется автокресло в ПДД). Правда, сертификация является исключительно добровольным шагом. Это значит, что даже после принятия новых правил производители автосидений должны получить на свою продукцию только гигиенический сертификат. Поэтому родителям при выборе «специального удерживающего устройства» следует руководствоваться своей бдительностью.
На что обратить внимание?
Прежде всего, стоит обратить внимание на значок соответствия европейским требованиям ECE R44/03 или 44/04 (последний стандарт пока что носит в Европе рекомендательный характер, однако с 2009 года он станет обязательным). Это окружность с буквой Е внутри и цифрой, указывающей страну сертификации.
Кроме того, нужно помнить, что все детские сиденья делятся на пять групп. Каждая из них подходит для детей определённого возраста и веса. Соответственно, в зависимости от типа кресла все они крепятся по-разному.
Название группы | Вес ребенка | Возраст ребенка | Способ установки |
Группа 0 | Менее 10 кг | От рождения до 6 месяцев | Перпендикулярно ходу движения или спиной по ходу движения |
Группа 0+ | Менее 13 кг | От рождения до 1 года | Спиной по ходу движения |
Группа I | 9-18 кг | От 1 года до 4 лет | Лицом по ходу движения |
Группа II | 15-25 кг | От 3 до 7 лет | Лицом по ходу движения |
Группа III | 22-36 кг | От 6 до 12 лет | Лицом по ходу движения |
Иногда кресла изготавливают для нескольких групп одновременно - такие рассчитаны «на вырост». При выборе подобного сиденья лучше отдать предпочтения тем, у которых есть различные регулировки (высота подголовника, боковой подпор). Оно обойдётся дороже, однако и служить будет дольше без ущерба детской безопасности - если, конечно, не забывать по мере роста ребёнка переставлять ремешки в более высокие точки крепления.
Ещё одна технология, увеличивающая безопасность и, соответственно, стоимость, - система Isofix. Она предусматривает жёсткое крепление сиденья к кузову автомобиля. Для этого в заднем кресле машины имеются специальные отверстия, в которые вставляются кронштейны, расположенные в задней части детского кресла. Для большей устойчивости кресла с Isofix все чаще используют дополнительный, третий крепёж (иногда он называется «якорным»), предотвращающий возможный «кивок» сиденья вперёд при фронтальном ударе. Этот ремень свободным концом крепится к специальным выемкам, расположенным на задней полке салона. С установкой кресел Isofix редко возникают трудности, поскольку монтаж и демонтаж очень прост и понятен.
Кстати, не пытайтесь найти кресла группы II и III с креплением Isofix - такого попросту не существует. Это связано с конструкцией подобного сиденья, которое при жёстком ударе может повредиться, если на нём находится ребёнок весом больше 18 килограмм.
Отдельное внимание - на внутренние ремешки. Их ширина должна быть не менее 25 миллиметров для кресел групп 0+ и I и не менее 38 миллиметров для групп II и III, а во время столкновения поясная лямка не должна сползать на живот.
Поездка для грудничков даже в самом безопасном кресле не так уж и безвредна. Европейские стандарты рекомендуют перевозить совсем маленьких детей лишь на короткие расстояния, поскольку постоянная тряска препятствуют правильному развитию позвоночника.
Приобретать кресла лучше всего в крупных специализированных магазинах или через интернет. Не стоит пренебрегать советами консультанта, который всегда расскажет и покажет, как правильно установить кресло в машину. Не забывайте и о тех, ради кого совершается покупка. По возможности проведите тестовый монтаж сиденья в машине и усадите в него ребёнка.
Сдерживающее устройство можно приобрести у официальных дилеров зарубежных автокомпаний. Практически все производители подбирают к своим машинам наиболее подходящие кресла. Например, компания Volvo, которая очень трепетно относится к вопросу безопасности, в частности, детской, предлагает полный ряд автосидений, а также дополнительные подушки под голову (чтобы сделать поездку ребёнка ещё более комфортной) и вставки для младенцев. Специальное зеркало, крепящееся к заднему центральному подголовнику, позволит родителям наблюдать за своим чадом во время вождения. Такая мелочь будет полезна в комплекте с группой 0/0+, когда ребёнок сидит против хода движения.
Помимо самого сиденья на автомобили некоторых марок можно установить датчик автоматического определения детского сиденья. Например, на Mercedes эта опция называется AKSE. При установке кресла на месте переднего пассажира бортовой компьютер по сигналу специального датчика деактивирует подушку безопасности.
Компании Renault в рамках программы «Безопасность для всех» даже подготовила сайт, на котором родители могут выбрать подходящее кресло для машины этой марки и узнать, как правильно его установить.
Прицениваемся
Некоторые родители считают, что главное - это наличие детского кресла, а вести оно себя будет одинаково независимо от своей стоимости. С этим сложно согласиться, ведь цена зависит не только от престижности производителя и дизайна. Качество используемых материалов, прочность корпуса, усиленная защита головы, широкие внутренние ремни с мягкими накладками и прочным замком, который не поддастся малышу, - всё это увеличивает безопасность и, соответственно, стоимость кресла.
Но не только это определят разницу в цене между креслами одной и той же группы. Чем больше у сиденья разнообразных настроек и регулировок, тем оно дороже. Например, за счёт регулировки по ширине с удобством можно разместить ребёнка даже в зимней одежде. А некоторым деткам очень приятно будет послушать сказку с помощью стереодинамиков, встроенных в подголовник кресла. Цена сиденья также зависит от материала обивки: натуральная хлопчатобумажная ткань, воздухопроницаемая синтетика, микрофибра или даже кожа.
В Европе родители могут приобрести кресла с DVD-системой. Небольшой экран составляет с сиденьем одну конструкцию и находится на безопасном расстоянии от глаз малыша. В России пока такой «девайс» пока практически не встречается, да и рассчитан он будет на очень узкий круг покупателей. К тому же, у некоторых специалистов вызывает сомнение безопасность этого кресла - при фронтальном ударе монитор может повредить ребёнка.
В любом случае, при выборе удерживающего устройства для малыша нужно понимать, что идеала не существует. Зато оптимальный вариант найти вполне возможно. Первое, на что обращают внимание родители - это ценовая категория. Тут кресла можно разбить на три класса: до 5 тысяч рублей, от 5 до 10 тысяч рублей и дороже 10 тысяч рублей.
Что подешевле?
Слово «дешёвый» у большинства россиян вызывает негативное отношение и ассоциируется со словом «плохой». Если внимательно посмотреть на продукцию, предлагаемую в районе до пяти тысяч, можно понять, что найти за небольшие деньги хорошее кресло очень сложно. Но всё-таки возможно.
Ещё один стереотип - это страна-производитель. Как правило, товары из Китая у большинства вызывают сомнение, хотя многие европейские производители, которые тщательно следят за качеством своей продукции, перенесли свои заводы именно в эту страну.
Зачастую на недоброкачественных сиденьях можно встретить маркировку европейских государств. Например, испанское кресло Play Ultimax Comfort-line (0+,I группы, 4300 рублей) на первый взгляд кажется удобным. Однако уже при тщательном рассмотрении заметны недостатки, которые позже отразятся на защите ребёнка. Например, хрупкий фиксатор и сложный каркас, вызывающий трудности при установке.
На кресле Nania Dream Way (I-III группы, 4000 рублей) болтается регулируемый подголовник, а низ пластикового основания полый, что может привести к повреждению обивки задних мест. Такая продукция вызывает подозрение, даже, несмотря на удовлетворительные показатели по тестам ADAC.
Польское сиденье Ramatti Venus Comfort (I группа) отталкивает от себя своей ценой - 3500 рублей. Однако специалисты признали это сиденье достаточно хорошим, а в ценовой категории - даже лучшим. Единственный недостаток - отсутствие механизма «дотяжки» ремня, что при ударе может увеличить нагрузку на позвоночник.
Новая модель компании Brevi, которая уже 50 лет выпускает продукцию для детей, - кресло Grand Prix Silverline (группа 0+/I, 4200 рублей) - вписывается в бюджетный ряд кресел и показывает неплохие показатели при аварии. Удобный внутренний ремень и регулировка наклона кресла в удобное положение для сна тоже является «плюсом».
Средний класс
Самый большой выбор автокресел представлен в ценовой категории от 5 до 10 тысяч. Тем более, в последнее время этот сегмент осваивает всё больше производителей. При выборе сидений для детей от 6 до 12 лет внимание стоит обратить на независимую регулировку наклона спинки сидения и фиксаторы, изменяющие угол разворота боковых ограничителей. Ими оснащено, например, кресло Maxi Cosi Rodi XP (группа III, 6100 рублей), которое во время краш-тестов показало неплохие результаты. Оно подойдёт для взрослых детей.
Испанское Casualplay Beat S (группа I/II, 7300 рублей) пользуется популярностью у российских покупателей, но кресло не достаточно проявляет себя во время столкновений. К тому же, его очень сложно устанавливать. За эти деньги имеет смысл приобрести что-нибудь получше. Например, сравнительно лёгкое норвежское сиденье Be Safe iZi Comfort (группа I, те же 7300). Оно отличается простотой и продуманностью конструкции. Особенно радует надёжность механизма «дотяжки». Единственный минус - замок внутренних ремешков расположен слишком низко и может давить ребенку на пах. Но в целом - сиденье обеспечивает хороший уровень безопасности.
Одним из лучших в своей ценовой категории, эксперты называют модель Casualplay Beat Fix (группа 0+/I/II,9700 рублей). Кресло снабжено системой Isofix и «якорным» ремнем Top Tether для дополнительной фиксации спинки. Главное, на что следует обратить внимание при покупке, - плотно ли удерживающее устройство сиденья прилегает к креслу автомобиля.
Премиум-сегмент
Больше всех вопросом детской безопасности оказались озабочены японцы. Кресло Aprica Euro Turn рассчитано на детей с первых дней жизни и до трех-четырех лет (группы 0/0+/I). Долгая работа исследователей привела к созданию практически идеальной люльки для новорожденных. Напомним, что европейские стандарты рекомендуют перевозить совсем маленьких детей лишь на короткие расстояния. Японская новинка позволяет не просто защищает ребенка при ДТП, но и способствует его нормальному развитию мозга, позвоночника, тазобедренных суставов и органов пищеварения независимо от длительности поездки.
Что же в этом изобретении такого необычного? Кресло устанавливается перпендикулярно ходу движения, оно закреплено на специальной платформе (с дополнительным упором в пол) и свободно поворачивается вокруг своей оси, не говоря уже об изменении угла наклона спинки. Двойная защита головы, внутренние ремни и система термовентиляции приплюсовывают дополнительную стоимость. В итоге - за здоровье малыша придётся выложить 71 тысячу рублей. Правда, такое устройство могут себе позволить лишь самые заботливые родители.
Для остальных, но тоже не желающих экономить на здоровье ребёнка, предусмотрены модели «подешевле». Главное - не руководствоваться слепо именем марки. Например, кресло Recaro Young Expert (группа I, 10200 рублей) выпускается очень известной немецкой компанией. Внешне модель выглядит практически идеально - хоть и тяжёлая, зато оснащённая бесступенчатой регулировкой высоты подголовника и внутренних ремешков. Да и на ощупь кресло кажется комфортным и приятным. Однако родителей должно насторожить отсутствие на дорогой модели «дотяга» ремня безопасности. При аварии этот недостаток может привести к тяжёлым последствиям и серьёзно повредить позвоночник малышу.
Компания Sicartex выпускает автокресла Kiddy с 1978 года, но в России её продукция появилась совсем недавно. Новинка 2006 года - Kiddy Life Pro (группа I/II/III, 11300 рублей) - отлично подойдёт для маленьких непосед. Специальный обивочный материал под названием Kiddy Honey Comb не только сохраняет собственную температуру независимо от температуры внешней среды, но и уберегает ребёнка от синяков и ссадин при столкновении с внутренней поверхностью сидения.
Одно из самых дорогих кресел - Romer Duo рlus Trendline (группа I, 15800 рублей) - полностью оправдывает свою стоимость. В сидении очень тугие внутренние ремешки, зато при аварии оно защищает ребёнка от перегрузки головы, шеи и позвоночника. К тому же, вероятность удара детских ног о спинку переднего кресла сводится практически к нулю. Ещё больше эффективности системе Isofix придаёт якорное крепление, которое приобретается дополнительно к креслу Romer Duo рlus Trendline.
Как это работает?
Итак, кресло приобретено. Пора его установить.
Все удерживающие устройство вне зависимости от возрастной и весовой группы крепятся трёхточечным ремнем безопасности. Однако иногда ремень оказывается недостаточно длинным или форма сидений автомобиля не подходят под определённые типы кресел. Именно потому и перед покупкой необходимо проверить их на совместимость.
Для правильной установки автокресла необходимо внимательно ознакомиться с с инструкцией. Кроме того, необходимые указания можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля (раздел «Ремни безопасности и детские автокресла»).
Так как детские сиденья для самых маленьких предназначены и для того, чтобы малыши могли в них спать, их удобнее будет располагать на задних креслах. Детей постарше можно усаживать как на заднем, так и на переднем сиденьях. Однако нельзя забывать: детское кресло устанавливается на переднее место пассажира только после отключения подушки безопасности пассажира. Если эйрбег отключить невозможно, ребёнка следует разместить на заднем сидении.
Что касается крепления, то детские кресла могут просто устанавливаться на сиденье (в этом случае ребенок пристегивается внутренними пятиточечными ремнями безопасности, которыми снабжено автокресло), а детское сиденье фиксируется особой системой ремней.
После монтажа кресла нужно проверить надёжность его крепления. Сиденья, установленные против хода движения, необходимо взять за верхушку и попытаться опустить его вниз. При этом спинка не должна изменить своего угла наклона. Ничего страшного, если кресло соприкасается со спинкой автомобильного сиденья.
Кресла, установленные по ходу движения, следует взять за верх кресла и попытаться наклонить его вперед и в сторону. Если оно перемещается больше чем на 2-3 сантиметра вперед или в сторону, необходимо произвести повторную регулировку и попытаться найти для него другое положение.
Гораздо легче в установке устройства с системой Isofix. Для этого достаточно соединить кронштейны, расположенные в задней части детского кресла, с отверстиями, предусмотренными в конструкции автомобиля. Неправильно монтировать устройства с подобной системой практически невозможно.
И ещё: не забывайте о том, что рано или поздно детское кресло изнашивается. Поэтому следует регулярно его осматривать. Внутренние ремни безопасности и фиксаторы требуют отдельного внимания. В зоне фиксатора не должно быть никаких крошек, ведь они могут помешать защелкиванию ремня. А в случае отказа от работы этого элемента ребёнок может попросту вылететь из сиденья!
Подробнее о стандартах
Прототип специального удерживающего устройства (именно так называется автокресло в ПДД) появился ещё в 1963 году. Тогда швед Бертиль Альдман представил сиденье, устанавливающееся на переднем сидении спинкой вперёд, поскольку в таком положении ребёнок лучше переносит перегрузки при лобовом ударе. На то, чтобы действительно обезопасить маленького пассажира, ушло почти 20 лет. В 1982 года было принято правило ECE R 44/01, определяющее требования к детским креслам. Однако проблемы возникали даже с устройствами нового стандарта: крепление обычным пассажирским ремнём зачастую не спасали жизни малышам. Настоящим прогрессом стало изобретение системы Isofix, которая в 1995 году была признана обязательным стандартом согласно правилу ECE R 44/03, действующему в Европе по сей день.
У системы Isofix только один «минус» - она пока что не предусмотрена на российских автомобилях - даже на относительно новой Lada Kalina. В первую очередь это связано с тем, что в России до недавнего времени не существовало обязательной сертификации кресел, касающейся безопасности ребёнка-пассажира. С 1 января 2007 года в нашей стране вводится ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах», утвержденный приказом Ростехрегулирования. Это почти точная копия предпоследней редакции европейских правил ECE R44/03, однако в ней нет ни слова о системе Isofix. Но и такие правила кажутся уже шагом вперёд - наконец-то российские чиновники обеспокоились детской сохранностью, но не всё так просто. В настоящее время на территории нашей страны нет ни одной лаборатории, аккредитованной для проверки детских кресел на соответствие новому ГОСТу. Единственная испытательная установка для сидений, базирующаяся на ВАЗовском заводе, устарела и не соответствует новым правилам. В настоящее время специалисты по пассивной безопасности Дмитровского автополигона уже закупают необходимое оборудование, но построить лабораторию к 1 января и, тем более, испытать хотя бы самые продаваемые на российском рынке кресла у них точно не получится.
Напоследок
В существующих европейских и российских правилах нет стандартов, соблюдение которых обеспечивало бы защиту при боковых ударах. Многие производители уверяют, что при подобных авариях высокую степень безопасности детей могут обеспечить кресла с развитыми боковинами, но точной информации относительно этого нет. Скорее всего, испытания на боковой удар будут предусмотрены в следующей версии правил - ECE R 44/05. А пока приходится довольствоваться тем, что есть.
Мы верим в вашу сознательность и надеемся, что неприятности обойдут вас стороной. Но всё же обращаем внимание и на родительскую безопасность - пожалуйста, пристёгивайтесь, ведь вы же не хотите оставить своих детей сиротами?