Герман Фоменко: Сандра, расскажите, пожалуйста, о новинках в области систем обеспечения безопасности. Компания Volvo, например, представляла недавно систему предотвращения столкновения с пешеходом, какие решения предлагает Bosch?
Сандра Пасторе: Совсем недавно мы представили на Audi A8 систему помощи при экстренном торможении (Predictive Brake Assist). В отличие от той же City Safety на Volvo, срабатывающей только на низких скоростях (до 30 км/ч), система Bosch предназначена для работы на гораздо более высоких скоростях. Это стало возможно благодаря мощному радару с большим радиусом действия. Фактически, наша новая система - это ESP с радаром и видеокамерой. Радар, когда вы приближаетесь к впередистоящему объекту, замеряет расстояние и скорость приближения к нему. Если расстояние и скорость безопасны, система просто продолжает мониторинг, если же высока вероятность столкновения, то PBA оповещает водителя звуковым сигналом об опасности или подает импульс в тормозную систему, слегка притормаживая автомобиль. То есть система прогнозирует столкновение, а затем срабатывает как обычный Brake Assist. Но такая схема работает в случае, когда водитель применил торможение. Если же он не начал тормозить, а согласно нашим анализам - 30% автомобилистов вообще не используют педаль тормоза в таких случаях, то система автоматически применяет плавное замедление с усилием примерно в 30%. Мы сбрасываем скорость автомобиля, чтобы предоставить водителю дополнительное время для реагирования на возникшую ситуацию. Если и это не помогает, то камера визуально оценивает критичность объекта при помощи заложенных в память шаблонов и применяет автоматическое экстренное торможение с усилием в 100%. Но все эти меры не предотвращают столкновения, поскольку максимальное торможение применяется примерно за 0,6 секунды до контакта с объектом. Зато таким образом мы существенно сбрасываем скорость, снижая травматизм и вероятность летального исхода при ДТП.
Г.Ф.: Получается, система заранее знает о столкновении, способна замедлить автомобиль вовремя, но не делает этого. Чем вызван отказ от полного предотвращения столкновения?
С.П.: Predictive Brake Assist предотвращает столкновение на первых этапах, оповещая водителя об опасности, сбрасывая скорость и приводя тормозную систему в готовность к экстренному торможению, предоставляя водителю дополнительное время для маневра или максимально быстрого замедления. На этапе 100% торможения - это уже не предотвращение столкновения. Я объясню, почему мы делаем так. Во-первых, потому, что есть разные водители. Опытный водитель, вовремя заметив препятствие, может избежать столкновения с ним. Если начать полное торможение слишком рано, это станет слишком сильным вмешательством, мешающим водителю. Система, установленная на Audi A8, вмешивается в работу водителя только тогда, когда уже даже очень опытный водитель ничего не сможет сделать. Во-вторых, потому, что существует международная Венская конвенция, подписанная в 1968 году более чем 60 государствами. В соответствии с ней водитель должен контролировать автомобиль в каждый момент времени. Систему можно настроить так, чтобы полное торможение начиналось, допустим, за 2 секунды или еще раньше, но это будет нарушать требования конвенции. Наша система включает полное торможение за 0,6 секунды до столкновения, и мы уверены, что водитель в этот момент абсолютно не контролирует автомобиль и если бы он мог что-то сделать сейчас, то только затормозить. Таким образом, мы выполняем требования конвенции.
С.П.: Predictive Brake Assist - это взаимодействие радара с адаптивным круиз-контролем и ESP. Будущее таких систем - не новые компоненты, а скорее объединение уже существующих. Все необходимые компоненты уже сейчас устанавливаются на автомобили премиум-класса.
Г.Ф.: Данная система устанавливается эксклюзивно на Audi A8?
С.П.: Нет, Audi A8 - это первая машина, которая будет оснащаться такой системой
Г.Ф.: Какие еще новинки от Bosch в сфере систем повышающих безопасность ожидаются в ближайшее время?
С.П.: Я скажу вам об одной новинке - это система обнаружения засыпания водителя. На данный момент производители пользуются следующим решением - в салоне автомобиля устанавливается камера, анализирующая лицо водителя и в случае, если его глаза начинают часто закрываться, электроника, так или иначе, пробуждает водителя. Наше же решение основано на использовании датчика анализа угла отклонения руля, входящего в состав ESP. Дело в том, что водитель, управляя автомобилем, постоянно подруливает. А если он начинает засыпать, то перестает это делать. Система отслеживает это и пробуждает водителя. Такое решение более доступно, благодаря отсутствию дорогостоящих компонентов. Все что нужно - это автомобиль с установленной на него системой ESP.
Г.Ф.: Электроника, устанавливаемая на автомобили, становится все более «умной». Как Вы считаете, современные системы уже достаточно совершенны, чтобы мы могли полностью доверить им свою жизнь?
С.П.: Я думаю, что на сегодняшний день человек является оптимальной системой восприятия и анализа окружающей информации. Пока нет технологий, позволяющих делать это на уровне человека, а если они и есть, то стоят очень дорого. В существующих же системах все равно нужен человек, чтобы контролировать автомобиль. Другой вопрос - а нужны ли сейчас обществу автоматически управляемые автомобили? Может быть, это имеет смысл в военных целях.